Хасавюртовские осетины — Дзилиевы
Люди нашего города
Ирина ХОЛОДОВА
ВИП-персона – так охарактеризовала своё нынешнее положение педагог с большим стажем работы, милый и добрый человек Лариса Алексеевна Дзилиева. «ВИП – это ветеран, инвалид, пенсионер», — шутит она. Так и получается, причем, в прямом и переносном смысле. Она – хороший математик, заслуженный учитель РД, ветеран педагогического труда, сейчас — на заслуженном отдыхе.
История семьи Дзилиевых из Северной Осетии тесно переплелась с Хасавюртом. Все её представители внесли посильный вклад в развитие города. Дядя Ларисы Алексеевны Павел Александрович Дзилиев работал в Хасавюртовском горисполкоме, тетя Клавдия Дмитриевна долгие годы учила ребятишек русскому языку и литературе в 8 и 12 школах и была сестрой Виктора Пендюрина, в разное время занимавшего посты руководителя ЖЭУ и Комбината благоустройства города. Сама Лариса Алексеевна с 1975 года обучала хасавюртовских школьников и студентов математике.
Алексей Александрович Дзилиев, отец Ларисы Алексеевны – отважный воин трех войн: Финской, Великой Отечественной и Японской. Попавший раненым в окружение, с войны вернулся лишенным всех наград и регалий. Обосновались в Буйнакске, где вместе с супругой преподавали в сельхозтехникуме. В 1975 году с детьми переехали в Хасавюрт, где уже с семьей жил Павел Александрович. Так воссоединилась большая семья.
— Жили очень дружно. Устраивали совместные застолья, на которые мама пекла вкуснющие осетинские пироги, а тетя -блины с разными начинками,– неспешно рассказывает Лариса Алексеевна. – В то время люди были проще, жилось радостнее, несмотря на то, что богатством никто не отличался. И город в то время был другим. Теплее что ли…
Хотя первое впечатление о Хасавюрте, по словам Дзилиевой, было не столь радужным.
— Когда впервые попала в город и прошлась по главной улице, — улыбается она, — сложилось впечатление, что это город шапочников. Куда ни глянь: шапочная мастерская. Сейчас приоритеты поменялись: аптека — салон связи — парикмахерская — супермаркет. И город стал жестче… А в далеком и радостном 1975 году моя трудовая деятельность в Хасавюрте, после окончания ДГУ, началась в четвертой школе учителем математики. Хотя всегда мечтала быть врачом и бороться с онкологией. Но увы, два раза поступала в мединститут и в обоих случаях «срезали» на физике, которую я любила и знала. В аттестате у меня были всего две четверки, все остальные пятерки. Наверное в отместку и поступила в ДГУ. Об этом ничуть не жалею…
В 4-й школе Лариса Алексеевна проработала по 1978-й год и перешла в среднюю школу №13, где трудилась до 1984 года завучем по учебной части. С 1984 по 2006 год преподавала математику в сельскохозяйственном техникуме, затем 15 лет обучала студентов Хасавюртовского филиала ДГУ.
— Где бы я ни работала, — отмечает она, — везде были прекрасные коллективы. Школьники и студенты буквально заряжали своей молодостью, оптимизмом и энергией. Многие из выпускников навещают меня и сейчас, звонят часто. Вот недавно была теплая встреча с выпускниками тридцатилетней давности. Времени теперь у меня много и появилась возможность предаться воспоминаниям. Годы, словно кадры кинохроники, мелькают перед глазами…
Я попросила Ларису Алексеевну рассказать немного о своем знаменитом дяде Павле Александровиче Дзилиеве, ведь судя по обилию документов, подписанных им и опубликованных в «Дружбе» в 70-х годах, человеком он был значимым.
— Дядя был волевым и сильным. Немного жестким, но добрым. Мы часто бывали у него в гостях еще живя в Буйнакске. В 50-х годах работал в селе Ритляб. Ходил с пистолетом на поясе. Отлично говорил на аварском языке. Женился на уроженке Воронежской области, и вся её семья тогда переехала в это село. В то время, в силу своего возраста, я особо не придавала значения его работе, поэтому о ней ничего сказать не могу. Умер и похоронен он во Фрязино. Сейчас там проживает его сын.
К сожалению, племянница Павла Александровича была немногословна. А вот что рассказал о Дзилиеве заместитель редактора нашей газеты, ветеран труда Владимир Филиппович Ярмоленко: «В 70-х годах Хасавюрт интенсивно развивался, много делалось по укреплению материально-технических баз образования, здравоохранения и торговли, промышленному и жилищному строительству, благоустройству территорий, утверждению должного общественного порядка и законности. И к этому был причастен Павел Александрович, который в силу занимаемой должности принимал непосредственное участие в подготовке постановлений, распоряжений, прочих нормативных актов, исходящих от Горсовета депутатов трудящихся – по сути дела, своеобразной конституции города, по которой горожане в те годы сверяли свой шаг.
В служебной деятельности он нередко взваливал на свои плечи функции, не свойственные его должностным обязанностям: посещал обратившихся с просьбами или жалобами горожан на дому, лично направлял и контролировал деятельность квартальных и уличных комитетов, привлекая их к участию в государственных и общественных мероприятиях по улучшению культурно-бытовых условий горожан, облика города, соблюдению требований градостроительства и землепользования. Кстати, в те годы в городе функционировали 33 квартальных и более 80 уличных комитетов. Члены квартальных комитетов были закреплены за определенными улицами, имели планы работы, поддерживали тесные связи с участковыми милиции. По предложению Павла Александровича лучших стимулировали материально, а морально он поддерживал и вдохновлял их в статьях, публикуемых в «Дружбе».
Павел Александрович перед принятием того или иного нормативного акта советовался с горожанами, учитывал их мнения и предложения. Типичный пример. 29 августа 1973 года он вместе с председателем горисполкома Шарапутдином Магомедовым подписал решение депутатов трудящихся об охране общественного порядка в Хасавюрте, которым устанавливалась административная ответственность горожан за их поведение и поступки в общественных местах. Некоторые пункты этого Решения были приняты с учетом мнений читателей «Дружбы». Не исключая и пункта, которым разрешалось сотрудникам милиции взимать с нарушителей на месте штраф в размере… одного рубля. Не улыбайтесь: в советское время на рубль можно было пообедать в столовой…
Безукоризненное исполнение служебного долга Павлом Александровичем органически сочеталось с его учтивостью, умением не только слушать, но и слышать посетителя. Не было случаев, чтобы от него уходили недовольными. Для каждого у него было припасено доброе, приветливое слово.
Я думаю, пример Павла Александровича Дзилиева повлиял на его последователей – Максуда Гусейнова и Сабира Диярханова, которые оставили такой же благотворный след в истории местного самоуправления».
Впрочем, добрый след в жизни горожан оставила и оставляет вся большая семья Дзилиевых — дагестанских осетинов — так или иначе попавшая в летопись Хасавюрта.