Бережём своё прошлое, настоящее и будущее
Зульфия Акаева, учитель родного (кумыкского) языка и литературы СОШ №8

В нашей республике проблема родных языков на сегодняшний день является весьма актуальной. В Дагестане более 30 языков, из них 13 письменных языков, которые изучаются в образовательных организациях. Закон «Об образовании РФ» не ущемляет права учащихся изучать родные языки, поскольку каждый имеет право на изучение родного (в том числе и русского) языка, предоставляемых системой образования и тем более «родной язык и родная литература» входят в обязательную часть учебного плана.
По новым Федеральным государственным образовательным стандартам появились и условия реализации образовательных программ. Особое внимание уделяется разработкам, изданию учебников и учебных пособий по родным языкам. За последние годы Министерством образования и науки РД проделана огромная работа по обеспечению образовательных организаций республики учебными пособиями по этим предметам.
В последнее время интерес учащихся к изучению родного языка резко падает. Сократились объём и качество речевой культуры, поэтому изучение родных языков в образовательных организациях является единственным способом их сохранения и развития. В школе это имеет огромное значение как в познавательном, так и в воспитательном отношении, так как оно связано с конкретными условиями жизни народа, с его бытом и культурой. Для народов Дагестана русский язык является государственным и межнациональным языком общения в многонациональной республике. В республике сформировано национально-русское двуязычие, способное воспитать личность ребёнка, владеющего русским и своим этническим родным языком, знающего свою культуру и историю, и с уважением относящегося к культуре и традициям других народов.
«Родной язык — золотая копилка» — не зря так говорят. Он является силой любого народа. От мысли, что родные языки могут исчезнуть, сердце разрывается. И хочется сделать всё, чтобы этого не допустить. Каждый поэт, писатель в своих работах воспитывает, прививает интерес и любовь к своему языку. Хотя всем известно, что любовь к родному языку прививается с молоком матери, но это уже не так.
Родители сами не хотят, чтобы их ребёнок изучал родной язык, ссылаясь на разные причины. Порой приходится убеждать их в том, что сам ребёнок желает, а родитель препятствует этому.
Я работаю в школе 27-ой год, и за время своей работы столкнулась с разными жизненными ситуациями, но большинство с положительными. Беседы с родителями и детьми заканчивались взаимопониманием.
На нас учителей возложена большая задача — привить ребёнку интерес к родному языку. Ведь он приходит в школу порой, не зная ни одного слова на родном языке. Наша задача — построить свои уроки интересными, понятными, то есть наглядными, чтобы ребёнок видел и понимал, что мы ему хотим объяснить. Родной язык, как и другие языки ценен по-своему, даже больше. Другой язык нам может и не пригодится в жизни, а родной нам нужен всегда. Спросите почему? А я отвечу, да потому что он – родной. «Родной язык» — это значит родное, близкое, которое нельзя предать.
Я пожелаю чтобы наши дети знали все языки мира, но любили каждый свой родной язык чуть больше, чем остальные. У них эта любовь появится благодаря нам и нашим в вами стараниям. Поэтому учителя и родители должны объединиться и прививать любовь к родному языку.