Дагестанцы могут расторгнуть навязанный договор со страховой компанией
С 1 июня граждане смогут отказаться от навязанной страховки в течение 5 рабочих дней. Соответствующее указание было вынесено Центробанком.
Навязали страховку? Откажись.
Как прокомментировали РИА «Дагестан» в территориальном Управлении ФАС России по РД, многие жители Дагестана в последнее время не раз сталкивались с тем, что при покупке полиса ОСАГО страховщики навязывают дополнительные услуги, чаще всего страхование жизни автовладельца. В случае же отказа от получения дополнительной услуги страховые компании зачастую отказывают жителям в оформлении договора автострахования.«Дагестанское УФАС России доводит до сведения, что вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, согласно которым теперь на незаконный отказ страховых компаний в продаже полисов ОСАГО и навязывание дополнительных услуг можно пожаловаться в Банк России (в Дагестане – в Национальный банк Дагестана). Поправки в закон наделяют Банк России (и его представительства в регионах) новыми надзорными полномочиями, позволяющими ограничивать и отзывать лицензии у страховщиков ОСАГО в случае их отказа в продаже полисов и навязывания дополнительных услуг», – сообщили в антимонопольном органе.
Также за незаконный отказ или уклонение страховщика от заключения договора ОСАГО предусмотрен штраф в размере 50 тысяч рублей для должностных лиц страховых компаний.
Меры воздействия
Как прокомментировал корреспонденту РИА «Дагестан» в интервью управляющий Отделением Национального банка по Республике Дагестан Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Владимир Черний, за 2015 год в Банк России поступило 72 жалобы на действия страховых организаций в Республике Дагестан, в I квартале 2016 года – 58.
«Поясню, что рост жалоб связан не столько с ухудшением ситуации, а в первую очередь с тем, что потребители финансовых услуг знают теперь, как защищать свои права и куда жаловаться в случае их нарушения. Мы рассматриваем все жалобы граждан и направляем их в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг в Южном федеральном округе в г. Ростов-на-Дону для принятия мер.
Мотивом таких действий со стороны страховщиков служит возросшая убыточность этого вида страхования на фоне участившихся попыток получения необоснованно завышенных страховых выплат и издержек в судебных делах.
Проблема доступности полисов ОСАГО, особенно на юге нашей страны, является предметом особого внимания со стороны Банка России, для решения которой проводится мониторинг качества предоставляемых услуг в целях формирования предложений по совершенствованию регулирования страховой деятельности. Отмечу, что ситуация с продажей полисов постепенно нормализуется», – сообщил собеседник агентства.
Соответствующее решение было разработано еще в конце 2015 г., страховщики получили время на перестройку своей работы до конца мая. В стране введен так называемый «период охлаждения».
Смысл заключается в том, что даже если вы, поддавшись уговорам или требованию страховщика, приобрели ненужный полис страхования, то можете потребовать расторжения договора. Период охлаждения отсчитывается со дня заключения договора страхования и не зависит от момента уплаты страхового взноса. Для возврата денег нужно заполнить заявление об отказе от договора добровольного страхования. В течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страховая компания должна вернуть премию.
Закон запрещает навязывание клиенту договора добровольного страхования для оказания какой-либо услуги, но доказать факт навязывания услуги непросто. В результате во многих регионах автовладельцы могли купить полис ОСАГО только приобретя в нагрузку, например, страховку от несчастного случая. Клиентам некоторых банков отказывали в получении кредита без заключения договора страхования.
Виды страхования и варианты отказа
Теперь отказаться можно будет практически от всех популярных видов страхования: в список входят страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, «Автокаско», страхование финансовых рисков и некоторые другие виды добровольного страхования. Клиент сможет расторгнуть договор в течение 5 рабочих дней с момента его заключения независимо от даты уплаты страховой премии, но лишь в том случае, если за этот период не произошел страховой случай.
Деньги страховая компания должна будет вернуть в полном объеме, если действие договора за эти 5 дней не вступило в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик будет вправе удержать часть денег пропорционально количеству дней оказания этой услуги.