ДОВОЛЬСТВО – КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ
Фатима КАМАЛОВА
Живя стремительно, гоняясь за мирскими благами, современный человек часто испытывает чувство дискомфорта и неудовлетворенности. Постоянное стрессовое состояние приводит к психологическим и другим заболеваниям, что еще больше усложняет его жизнь.
«Времена наступили тяжелые», — сетуем мы. Казалось бы, народу, пережившему девяностые годы, грех жаловаться на сегодняшнюю жизнь. При нынешнем многообразии и изобилии продуктов питания, молодому поколению и невдомек, что были времена, когда сахар, мука, рис, макароны и другие продукты выдавались по талонам, а чтобы доехать куда-нибудь в городе приходилось толпиться в переполненных автобусах и троллейбусах, не говоря о других трудностях со связью и т.д. Хоть и с ностальгией вспоминают более-менее стабильные советские времена, особенно старшее поколение, но и тогда были свои трудности. Все было настолько противоречиво, наигранно, неестественно, что люди понимали: «мыльный пузырь» видимого благополучия когда-нибудь лопнет. Разве что советский народ, переживший немыслимые сталинские репрессии, Великую Отечественную войну, голод, холод, фашистские концлагеря, был приучен довольствоваться малым и не сетовать на жизнь.
Именно этого нынешнему поколению и не хватает. Сегодня столы в наших домах завалены разнообразной едой, фруктами, сладостями, которые наши бабушки, мамы могли позволить себе купить только по особым случаям, жалуемся на нехватку денег, но почти каждая семья пользуется автомобилем, что считалось роскошью в советские времена, создавая тем самым заторы и пробки на дорогах. Есть возможность связаться с близкими в любой точке Земли, не выходя из дома, а не стоять в очереди в телеграфе или на почте. А новоиспеченную семью молодых родители обеспечивают, чуть ли не до туалетной бумаги, как бы грубо это ни звучало, если даже после свадьбы несколько лет приходится выплачивать долги. Но нам все мало, да мало. «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто довольствуется малым», — говорят в народе. В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) сказано: «Если ваш взор остановится на человеке, превосходящем вас по богатству, по социальному положению, по внешним данным, посмотри на того, кто уступает вам во всем этом».
Но парадокс еще и в том, что какие бы богатства, роскошные одеяния, технические ухищрения для бытовых работ, изысканная еда не окружали человека, чувство безмятежного счастья, умиротворения и спокойствия не наступает. Потому что счастье заключается вовсе не в материальных довольствах, а в душевном покое. Говоря иначе, человек должен быть свободен от всего, что терзает его сердце, что постоянно не выходит у него из ума, что заставляет его испытывать угрызения совести и раскаяние.
Хадис Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) гласит: Сподвижники спросили Пророка (мир ему): «Что есть праведность?» «Обратись же к сердцу своему, — сказал он. – Праведность – это то, что не беспокоит душу и сердце, а прегрешения – это то, что шевелится в душе и тяжело мечется в груди даже тогда, когда многие одобрительно высказались в пользу твоего решения». Этот хадис объясняет нам, что каждый человек естественно предрасположен к вере в Бога и ничто богопротивное не может нравиться душе, созданной Всевышним. А чтобы в ней воцарилось спокойствие и умиротворение, человеку неукоснительно следует придерживаться Божьих законов. Другими словами, помнить о Нем во всех жизненных ситуациях и поступать сообразно с Его довольством в каждом сказанном слове, в каждом совершаемом деле.
«Добродетель – это охранная грамота для вас, грех же заполняет ваши мысли чувством вины», — говорится в хадисе Пророка (мир ему).
Всевышний в Коране говорит: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха обретают сердца покой?» (Сура «Ра’д», 13:28). В соответствии с этим кораническим аятом, непременным условием достижения человеком счастья и душевного покоя является наличие у него веры, а также частое поминание Аллаха, т.е. совершение зикра. По утверждению алимов, существует три вида поминания Всевышнего: языком, сердцем и всем телом. Зикр сердцем предполагает, что человек должен всегда помнить Аллаха и постоянно думать о Нем. Зикр языком – это словесное поминание имен Аллаха, славословие Его (словами «субханаллах, альхамдулиллах, Аллаху акбар, ла илаха иллаллах»), чтение Корана и произнесение молитвы-дуа. А зикр телом означает, что человек со всеми органами своего тела должен исполнять повеления Аллаха и избегать Его запретов. В другом аяте сообщается, что зикр можно совершать в любом положении: «Они поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне”» (Сура “Аль-Имран”, 3:191). А в суре «Анфаль» (8:2-3) разъясняется, кого следует считать верующими: «Верующими являются только те, сердца которых устремлены к Аллаху, вера их усиливается, когда им читают Его аяты, они уповают на своего Господа, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили…»
Довольство тем, чем Всевышний Аллах одарил нас – едой, теплом, одеянием, и, самое главное, мирным небом над головой — вот что нам на сегодняшний день не хватает. Давайте будем благодарны. Давайте обуздаем свой нафс (эго), наущаемый сатаной и побуждающий нас гоняться за мирскими богатствами, престижным социальным статусом, признанием, славой, обуреваемые завистью и алчностью. Остановимся и подумаем: это ли важно для нас. Все тленно в этом мире, кроме души и добрых дел, которые будут свидетельствовать в вашу пользу в Судный день, ведь Творец всего сущего лучше знает, что есть благо и счастье для Его творений.
Да наставит Всевышний каждого на путь истинный.