На форуме «Город образования»
В сентябре в Москве в павильоне ВДНХ проходил Московский международный форум «Город образования», организованный при поддержке правительства Москвы и ставший площадкой по обмену опытом развития основного, дополнительного, профессионального и предпрофессионального образования, демонстрации современных образовательных технологий, электронных ресурсов, программных решений, компьютерной техники и учебного оборудования.
Тема Форума раскрыла практический опыт по интеграции городских ресурсов для эффективной реализации идей открытого образования, использования потенциала организаций науки, культуры, бизнеса для формирования компетенций будущего у школьников.
В его рамках проходили выставки с участием более 150 российских и зарубежных компаний, работающих в сфере образования.
Один из отделов павильона ВДНХ был специально выделен для презентации инновационной деятельности в образовании Дагестана. Делегация от нашей республики была внушительной: вице-премьер Правительства РД Екатерина Толстикова, министр образования и науки РД Шахабас Шахов, его заместитель Алексей Карпухин, а также начальники управлений образования городов Дагестана, директора инновационных учреждений Махачкалы, Хасавюрта, Кизилюрта и Дербента.
Делегацию Хасавюрта возглавлял начальник Управления образования Руслан Ибрагимов. В состав её также входили директора СОШ №3 Абдулмуслим Шахманов, Гимназии №2 — Халид Хайдарбиев и Гимназии №1 Арслан Даваджиев.
Каждый из участников делегации представил своё направление деятельности, методы и новации, применяемые в вверенных им образовательных организациях.
В первый день открытия Форума выступил глава города Москвы Сергей Собянин, который, в частности, подчеркнул, что Москва является безусловным лидером в стране по качеству образования.
В 15 часов 7 сентября на «Площади Гагарина» прошла презентация Республиканской программы «Школа большого города», модератром которой являлся Алексей Карпухин и где выступала Екатерина Толстикова.
Там же нашей делегации был представлен председатель Ассоциации молодых директоров, директор школы №1371 Илья Бронштейн, который познакомил нас с программой дальнейшей работы делегации Дагестана, а 8-го сентября нас пригласили в школу №1194 в г. Зеленограде.
Также в рамках проекта правительства Москвы и Московского института открытого образования мы прошли тестирование руководителей общеобразовательных организаций на знание нормативно-правовой базы деятельности директора школы. Эта система работает в Москве уже более трех лет, включает в себя три этапа аттестации руководителя — тестирование (минимальный порог прохождения 75%), защита на аттестационной коллегии города Москвы и собеседование с руководителем департамента образования города. Кстати, на прохождение подобной аттестации даётся всего три попытки с интервалом в две недели. Так что ответственность руководителя в знании правовой базы очень высока. Но и здесь мы не «ударили в грязь лицом», при таком быстром переключении с одного ресурса на другой, как бы «на ногах», с одной единственной попытки директорам Хасавюрта удалось набрать необходимые 75%. Этот показатель весьма высоко оценили специалисты института.
Руслан Мавланович отметил исключительную важность данной методики прохождения аттестации руководителями образовательных организаций всех уровней. Им было заключено соглашение о сотрудничестве института с нашим городом.
Утром 8-го сентября мы отправились в Зеленоград, расположенный на западе Москвы. Встретил нас тепло и радушно директор тамошней школы Анатолий Сергеевич Ващилин. Общение проходило на доступном простом и ясном уровне. Данная школа построена в 1992 году. В 2014 году в результате слияний образовательных организаций в её состав вошли три детских сада, центр дополнительного образования, школьный комплекс из отдельно стоящих корпусов. Школа новая, оборудована по последнему слову образовательных технологий. Но самым «продвинутым» явилось наше знакомство с работой ресурса «МЭШ» (Московская электронная школа). Анатолий Сергеевич вкратце (к сожалению, формат был жестко регламентирован) познакомил нас с работой платформы.
МЭШ — это огромный IT-ресурс, призванный создать единое образовательное поле Москвы, объединить всех участников образовательного процесса, обеспечить отход от бумажной рутины к более быстрому, прозрачному обмену информацией. В состав платформы входит внушительная электронная библиотека, электронные журнал и дневник ученика. Туда входит оказание всех видов Государственных услуг, вся нормативно-правовая база, финансово-хозяйственная деятельность, образовательные программы, расписание занятий, дополнительные услуги организаций Москвы. В общем, это глобальный и гигантский проект, направленный на улучшение и доступность, а также удобство образовательной деятельности всех участников данного процесса.
Мы были приглашены на обычный урок литературы в 9-ом классе. Класс оборудован тач-скрином, работающим без проектора. По сути, это большой компьютер. На столе у учителя только клавиатура и мышь. Урок проходил в живой форме общения учителя и ученика. На доске демонстрировался материал, представленный электронной библиотекой МЭШ. Было очень интересно наблюдать, как свободно пользуются и дети, и учителя этой системой.
Но здесь и мы решили показать свои новации. Тут же, без всяких предварительных оговоренностей, наши директора провели телемосты с учащимися 9-х классов города Хасавюрта. Мы попали на урок английского языка в Гимназии №1 и урок литературы в Гимназии №2. Со словами приветствия ко всем участникам телемоста обратился Руслан Мавланович, который отметил важность подобных мероприятий, их ключевую составляющую в деле воспитания детей, налаживания культурных, духовных связей, обмена опытом учителей. Анатолий Сергеевич был удивлен, насколько качественно поставлен данный вид деятельности в наших школах. Общение было открытым, живым. Дети задавали друг другу массу вопросов. Мы обменялись своими контактами и заключили договор о дальнейшем сотрудничестве между нашими образовательными организациями. Директор школы показал нам работу дополнительной предпрофессиональной подготовки учащихся — мы посетили медицинский и кадетский классы. Они оборудованы специальными стендами и техникой для получения узконаправленных знаний. Главным аспектом является то, что работу данного направления поддерживает не только правительство Москвы, но и вузы, заключившие договора с данным учреждением о приёме выпускников специализированных классов на вне конкурсной основе (окончившие на «отлично» получают дополнительные 5 баллов на ГИА).
Далее мы посетили детский сад, где старший воспитатель Ирина Евгеньевна Панасюк и её коллеги нас очень гостеприимно встретили. Хочется выразить огромные слова благодарности за столь хороший прием. Нам успели очень многое показать. Это и общая работа с детьми, и выявление талантов, и работа с отстающими, и помощь родителям. В коллективе царит атмосфера благожелательности. Детям предоставлены чистые, аккуратные, тематические помещения, класс релаксации и медитации, спортивный и актовый залы. Также как и в школе здесь активно работает платформа МЭШ.
Вечером того же дня мы с нашим уже другом Анатолием Сергеевичем посетили презентацию деятельности Российского движения школьников на базе ГБОУДО ДТДиМ им. А.П.Гайдара. Здесь прошел круглый стол с участием директоров школ Москвы и участниками делегации Дагестана. Нам были продемонстрированы презентации и ролики о деятельности движения. Модерировала данную работу директор Надежда Михайловна Куранина.
На третий день мы работали на стенде Дагестана в павильоне Форума. Нашей задачей была презентация лучших инновационных проектов Хасавюрта, самым грандиозным из которых является «детище» начальника Руслана Мавлановича Ибрагимова – ежегодная Открытая Олимпиада по предметам учащихся 9-11 классов городов-субъектов Северо-Кавказского Федерального округа «Будущее Кавказа», проходящая в городе Хасавюрте вот уже на протяжении 7-ми лет. В 2017 году наша Олимпиада включена в единый реестр олимпиад школьников России. Мы знакомили всех желающих с её работой, раздавали материалы по данной тематике, обменивались контактами. По сути, материалы олимпиады разошлись практически в течение часа. А они включали более ста тематических брошюр. Но мы продолжали презентацию в электронном виде. Нами были заключены договоренности с представителями более 10-ти субъектов России. Это и Республика Коми, и Москва, и Воронеж, и Санкт-Петербург…
Надеемся, что все они примут участие в первом заочном туре олимпиады «Будущее Кавказа». Кстати, наши новые друзья из школы №1194 обещали приехать с детьми и поучаствовать на очном этапе. С нетерпением ждем этого важного мероприятия.
Конечно, столь сжатый формат – три дня не может раскрыть все стороны работы участников данного Форума, но все же, его цель – живого общения, знакомства и налаживания связей в деле улучшения качества образования достигнута! Нам было, на что посмотреть и нам было, что показать.
Особенную благодарность хотелось бы выразить за оказанную поддержку, прежде всего, организаторам Форума — правительству города Москвы за очень грамотный, понятный и доступный подход в деле организации работы участников Форума, Ассоциации директоров Москвы за теплоту и радушие, и участникам нашей делегации. Надеемся, что весь приобретённый нами опыт в работе данного Форума, будет реализован и на образовательных площадках Дагестана.