ПАТРИАРХ ХАСАВЮРТОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЛУЖБЫ
Атия АДЖИЕВА
Фото Камиля ХУНКЕРОВА
Жизнь его была несладкой, и с самого детства он встречался со многими трудностями, но, несмотря на это, сумел сохранить честь и достоинство. Родился Али Ахмедович Казбеков в Бабаюрте. Ветеран труда, ровесник нашего города и почти сорок лет проработал на железной дороге.
Феноменальная память этого человека позволила мне воскресить ветеранов, целые семейные династии тружеников стальных магистралей, золотыми буквами вписавшихся в историю Хасавюртовской железнодорожной станции. В 50-60 годах в кадровом составе станции преобладали русские. В 70-х и последующих её коллектив стал многонациональным, и до начала 90-х годов был в городе самым стабильным, не знающим текучести и производственных конфликтов.
Али Ахмедович рассказал много интересного и поучительного о коллегах-ветеранах Николаях Сергееве, Моисееве, Ванютине, Александрах Родионове и Дегтярёве, Михаилах Патрикееве, Чернышове, Семене Попове, Балгаши Сайдулаеве, Кураше Яхъяеве, Адаме Абдурашидове, Алавдине Карасаеве, Ильясе Шушаеве, брате и сестре Михаиле и Тамаре Цислицких, супругах Эмилии Михайловны и Петре Федоровиче Венжега, Галине и Петре Ковальчук, начальнике погрузо-разгрузочного участка Калсыне Калсынове, товарных и билетных кассирах Валентине Снегуровой, Антонине Будюкиной, Александре Охонько, Екатерине Пешковой, Адавье Гусейновой, Нажие Хизриевой, Ольге Халимбековой, ветеранах Ксении Тарасовой, Мише Чечильбаеве и др.
Много теплых слов ветеран адресовал Асадулле Джалаловичу Джалалову, который более двадцати лет руководил станцией, зарекомендовав себя толковым хозяйственником и добрым душевным человеком. Али Ахмедович упомянул даже о том, что ныне Асадулла Джалалович тяжело болен, но сын его продолжил трудиться на железной дороге, в который раз утверждая, что профессия железнодорожника семейная.
— О большинстве моих коллег можно писать повести и романы, — сказал ветеран. – К примеру, у Валентины Ивановны Снегуровой 18 детей было в семье. Вынесли на своих плечах тяготы и довоенного, и военного, и послевоенного времени. Её трудовая биография началась во время Великой Отечественной. Работала весовщицей, страшим товарным кассиром. Удостоена медали «За доблестный труд». А сколько интересного можно рассказать о кавалере ордена «Знак Почета» составителе поездов Николае Максимовиче Сергееве. А возьмите машиниста Семена Попова. Он из Казмааула, и отец его чистокровный кумык. Какое переплетение судеб!
— В советское время, — подытожил ветеран, — мы жили единой семьей. Каждый знал, что творится у соседа. Все это стало историей. Жаль.
Али Ахмедович поведал о том, как началась его трудовая биография. В 1951 году он поступил в железнодорожное училище в городе Дербенте. Учился на помощника машиниста паровоза. После окончания учебы его направили в локомотивное депо в этом же городе. Первая поездка, которую ветеран помнит, как сегодня, состоялась со старшим машинистом В. Косяковым и дублером из Хасавюрта на паровозе Л-4209 им. Олега Кошевого. Водили грузовые поезда на участках Дербент-Дивичи, Дербент-Махачкала. Паровозы топились углем, в одну поездку приходилось расходовать 7-9 тонн угля. И все это делалось вручную.
В 1953 году Али Ахмедович перешел в Махачкалинское локомотивное депо. Локомотивы работали на нефти. Ему довелось трудиться с разными машинистами. Например, А. Карасаевым, И. Адиловым, Г. Ризаевым, М. Сергиенко и многими другими. Али Ахмедович благодарен людям, с которыми ему довелось совершенствовать секреты профессии. Чтобы стать машинистом нужно было среднее образование. Поэтому Али Ахмедович заочно поступил в железнодорожный техникум в городе Орджоникидзе, после чего его направили в город Тихорецк на курсы машинистов тепловоза и семнадцать лет он работал машинистом до выхода на заслуженную пенсию.
С 12 лет ветеран начал своим трудом зарабатывать на хлеб. Рано остался без отца (тот погиб на фронте), больная мать одна поднимала его. Несмотря на болезнь, готовила еду колхозникам, ходила со всеми и на поле. А сын, своими маленькими ручками косил и скирдовал сено, ходил за комбайном, собирая пшеницу. Жили они тогда в Кормосовхозе. После войны переехали в Кандаураул. Затем, в Хасавюрт, где он окончил в СОШ №2 шестой класс. И вновь вернулись в село.
В 1956 году впервые женился. Супруга родила ему четверых детей, но рано скончалась. От второго брака осталось трое детей, жена также скоропостижно ушла. На сегодняшний день Али Ахмедович уже четвертый год коротает свое одиночество с третьей подругой жизни. 18 внуков и внучат радуют дедушку, навещают, не забывают. Есть и 14 правнуков и правнучат!
Али Ахмедович ни разу в жизни не пожалел, что выбрал именно эту профессию. Только об одном жалеет, что рано ушел на пенсию, ибо мог еще поработать. Часто встречается с коллегами-ветеранами, оставшимися в живых, вспоминая тех, кого уже давно нет с ними.
Бывший машинист и сегодня в свои 90 полон сил и оптимизма, читает газеты, слушает новости и находится на пульсе города.
Не раздумывая, аксакал отвечал и на блиц-вопросы:
— Что для вас профессия?
— Супруга, которой не изменил.
— Ваш самый черный день в жизни?
— Смерть первой жены.
— А самый светлый?
— Жена подарила свою путёвку, по которой я побывал в Крыму.
— Что более всего вы цените в мужчинах?
— Чуткость к женщинам и детям.
— В женщинах?
— Верность мужьям.
— Кому вы особенно благодарны?
— Аллаху, отпустившему мне столько лет жизни.
— Вы верующий?
— Да.
— Соблюдаете все предписания, положенные мусульманину?
— Одобряю их всей душой. По возрасту не все соблюдаю.
— Вы счастливы?
— Да.
— О чем жалеете?
— Не жалею, не зову, не плачу…
— Что бы вы попросили у Бога в последний день своей жизни?
— Простить мне мои грехи.