Священные реликвии в Хасавюрте
4 июня, священные реликвии Пророка Мухаммада ﷺ прибыли в мечеть на Дылымском кольце г. Хасавюрт.
Встретить ценные святыни собралось множество жителей Хасавюрта. Верующие собрались у дороги, держа в руках, кто флажки, кто плакаты с приветствием Посланника Аллаха ﷺ , восхваляли Его ﷺ чтением мавлида. После въезда в г. Хасавюрт к сопровождению кортежа присоединилась и группа конников-муртазеков в черкессках.
Также выразить свое почтение и приветствие благодатным реликвиям во дворе мечети собрались представители Муфтията РД, ученые-богословы, именитые спортсмены, представители органов власти, представители общественных и политических организаций республики, общественность г. Хасавюрт, жители всех населенных пунктов Хасавюртовского района и других близлежащих муниципалитетов, а также жители Чеченской республики.
Напоминаем, что посетить выставку с 24 июня по 5 июля в мечети на Дылымском кольце г. Хасавюрт смогут все желающие, получив тем самым благодать нашего любимого Пророка Мухаммада ﷺ.
Представляем вашему вниманию фоторепортаж второго дня.
Два мнения об имаме
22 июня с 10 утра возле здания Духовного управления мусульман Дагестана (муфтият РД) начали собираться люди, недовольные тем, что сняли имама квартальной мечети в районе «Учхоз» посёлка Шамхал (пригород Махачкалы) Бий-Мурата хаджи Устарханова без согласования с прихожанами. В итоге произошла потасовка с сотрудниками полиции, 8 человек были доставлены в Советский РОВД.
Как рассказали «ЧК» очевидцы события, люди стекались к муфтияту с разных районов Махачкалы, но в основном это были жители посёлков Шамхал и Тарки. «Сотрудники полиции пытались разогнать толпу. В этот момент кто-то ударил полицейского и убежал. Стражи порядка начали стрелять в воздух», – пояснил собеседник.
В муфтияте РД заявили, что в акции протеста принимали участие только три человека из шамхальского джамаата, остальные не были шамхальцами. Также представитель Духовного управления мусульман Дагестана отметил, что на имама Бий-Мурата хаджи Устарханова поступали жалобы от прихожан.
Местные жители рассказывают, что вопрос смены имама в этой мечети поднимался ещё месяц назад. Но недовольна работой Устарханова меньшая часть населения. Их не устраивало, что он живёт в Коркмаскале и поэтому редко появляется в «Учхозе». В таком ритме имам, назначенный Духовным управлением, работает на протяжении 10 лет.
«Более того, в самый необходимый момент, когда нужно кому-либо выполнить обряды никаха (бракосочетания) или обряд похорон, джамаат бывал вынужден обращаться в центральную мечеть посёлка Шамхал или в другие мечети. Это как-нибудь можно было бы стерпеть… Имам в течение всего этого времени ни одного человека не обучил хотя бы элементарно суре Фатиха. Но, когда в микрорайоне начали проводить работу представители экстремистских и запрещённых течений и представители этой идеологии начали посещать именно эту мечеть, то это стало невыносимо», – пишут в обращении прихожане, недовольные деятельностью Устарханова.
По их словам, с Бий-Муратом проводил беседу имам центральной мечети Шамхала и представители муфтията, которые взяли с него обещание выполнять работу надлежащим образом, иначе назначат вместо него другого человека – местного жителя посёлка, который отучился в Исламском университете. Однако, как они считают, Устарханов не выполнил эти условия.
Неделю назад председатель Совета имамов города Махачкалы Закарья-хаджи Магомедов взял на себя обязательство решить эту проблему и попросил джамаат оставить этого имама до 24 июня. «Противники Устарханова не дождались этого срока, и 21 июня 10 человек вытолкнули насильно из мечети имама. Мы были против этого, так как довольны его работой. С его приходом мечеть расцвела, а восемь лет назад она походила на сарай. Сейчас мы ищем Бий-Мурату жильё в «Учхозе», а мечеть закрыли до пятницы, чтобы здесь не возникло драки», – рассказал другой житель.
На следующий день, 23 июня, для урегулирования ситуации в квартальную мечеть приехали представители муфтията. После нескольких часов переговоров своё окончательное мнение они решили озвучить в пятницу.
Как лучше провести день в Рамадан?
Мусульманин начинает свой день с предрассветного приёма пищи (сухура). Лучше всего максимально приблизить сухур к концу ночи.До азана мусульманин готовится к совершению обязательной утренней молитвы: совершает дома омовение и заранее, до того как начнут возвещать азан, отправляется в мечеть. Войдя в мечеть, он совершает два рак’ата молитвы приветствия мечети. Пока муэдзин не начнёт призывать к молитве, можно обратиться к Аллаху с мольбами либо читать Коран, либо поминать Аллаха. Далее вслед за муэдзином постящийся повторяет слова азана и произносит то, что, по сообщению от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), следует произносить после завершения азана. Затем совершает два рак’ата дополнительной утренней молитвы (ратиба аль-фаджр), после чего занимается поминанием Аллаха, обращением к Нему с мольбами, чтением Корана, и так до тех пор, пока не призовут встать для совершения обязательной утренней молитвы. И всё то время, что он провёл в ожидании молитвы, будет зачтено ему как совершение молитвы.
Досточтимые реликвии
Омар НУХОВ
Каждый человек на земле уникален своей судьбой. Самым же достойным среди нас является, безусловно, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), чья биография изучена досконально. До нас дошло множество историй, хадисов, которые помогают нам жить достойной праведной жизнью. Не меньшую ценность представляют собой и те благодатные вещи нашего Посланника (мир ему и благословение), которые сохранились на сегодняшний день. Они хранятся во многих уголках нашей планеты, их берегут правоверные мусульмане.
Количество реликвий (асаров) и даже мест, где они хранятся, сегодня неизвестно, их никто не считал. В достоверном хадисе говорится, что, завершив прощальный хадж, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побрил голову. Тому, кто брил, он указал, чтобы побрил сначала правую сторону. Затем он взял свои благословенные волосы и раздал их сподвижникам, каждому по одному-два волоса. В повествовании об этом, дошедшем до нас, не упоминаются имена сподвижников, и неизвестно, кто и сколько благословенных волос получил. Но мы не сомневаемся, что они сейчас есть во всех исламских странах, во всех старейших центрах Ислама, до которых дошла хиджра, особенно в тех, куда отправлялись дети мухаджиров и ансаров для распространения знаний о вере. Некоторые из них взяли с собой эти ценные вещи.
На самом деле асаров много. Это однозначно. Пророческие асары есть в хранилище хазраджитов, они хранятся также в Стамбуле. Мы видели благородные асары в Египте, в местах, связанных с нашим сайидом Хусейном (да будет доволен им АЛЛАГЬ). Есть они и в Ливане, Бейруте, Триполи, Джамиуль-Мансуре, Марокко, Мавритании. Также благодатные асары имеются у потомков старинных родов Дамаска, Пакистана, Индии. Конечно же, они есть в Мекке и Лучезарной Медине.
Что касается самых почтенных асаров, то они делятся на несколько видов. Самые высшие из них – отделившиеся от тела Посланника Аллаха (мир ему и благословение), такие как благословенный волос, зубы, срезанные ногти, пот. Они имеют свои особенности. Если мы говорим о благословенных волосах – это наиболее распространённые из асаров. Пророк (мир ему и благословение) сам раздал их своей благодатной рукой. Почему и что это за особенности? Благородный волос растёт, становится длиннее из года в год. Он делится на два или три волоса. Как-то раз шейх Хазраджи посетил одного учёного в Бахрейне, шейха Рашида ибн Ибрахима аль-Мурахи, и принёс ему благословенный волос. Спустя сорок дней после этого он сообщил, что благодатный волос вырос и увеличился вдвое – за сорок дней! Позже он привёз его в Абу-Даби, и они поменяли сосуд, в котором он хранился. Утром он сообщил, что благодатных волос стало три.
Особенностью благодатного волоса является также то, что у него не бывает тени. Если это действительно благословенный волос, то отбрасывать тень он будет только из-за того, что люди оставили на нём следы своих прикосновений. В таком случае его нужно омыть снизу вверх. Если тень появилась и после этого, значит, он недостаточно высушен и его нужно вытереть. Тень может быть и от окуривания бахуром. Таким образом, благословенный волос отбрасывает тень не сам по себе, а из-за различных веществ, которые налипают на него. Если его правильно омыть, особенно водой Зам-зам, у него не будет тени. Есть ещё одна особенность у благословенного волоса: если вынести его на солнце, тут же появляется облако.
Известный рассказ об этом приводит один из столпов хадисоведения Валиюллах Дехлеви в своей книге «Радостные предвестия о Пророке». Это история о том, как у мальчика оказался благословенный волос. И когда скептики стали говорить, что он не мог принадлежать Пророку (мир ему и благословение), мальчик взял волос и вынес его на солнце, и тут же набежали облака и накрыли его тенью.
У волос Пророка (мир ему и благословение) много особенностей. Когда обладатели хороших, чистых сердец, собравшись вместе и обратившись к Всевышнему, спокойно и умиротворённо поминают Его, благословенный волос качается в такт читаемому «ля иляха илля Ллагь». Это признак благодатного волоса, он светится при поминании АЛЛАГЬА. Это его особенность. Такие признаки более красноречивы, чем иснады.
Что касается других асаров, таких как одежда, печать, мечи, копья, то они должны в точности соответствовать их подробному описанию, оставленному учёными-биографами Пророка (мир ему и благословение). Имеются иснады, которые сопровождают и удостоверяют подлинность этих благородных асаров. По милости Всевышнего Аллаха современная наука в подобных исследованиях позволяет использовать углеродный анализ, как это делается во всём мире. Для этого анализа достаточно небольшого количества материала. Углеродный анализ даёт возможность установить возраст данного асара, как давно он существует. И если окажется, что ему 1395, 1390 или 1399 лет, значит, он существовал во времена Пророка (да благословит его АЛЛАГЬ и приветствует).
Особенность этих священных реликвий состоит в том, что в их хранении есть великая польза. Хранением благословенных асаров оберегается дом, где они находятся, и даже вся страна. Об этом говорил в своей книге вали АЛЛАГЬА шейх Маульайни. И это закономерно. Ведь ты хранишь то, что имеет отношение к Посланнику АЛЛАГЬА (мир ему и благословение), что является его частичкой.
Подумайте сами, что сделают ангелы, увидев в каком-нибудь доме частичку Посланника АЛЛАГЬА (мир ему и благословение)? Нет сомнений, что ангелы днём и ночью окружают этот дом из любви к Посланнику АЛЛАГЬА (мир ему и благословение).
ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ЗИЯРАТА
Во время совершения зиярата необходимо помнить о том, что человек в данный момент находится в атмосфере духовного счастья и умиротворения навеваемого предметами, принадлежащими Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Именно поэтому возбраняется прикасаться будь то руками, лицом или глазами к Благословенным реликвиям – асар, а также к предметам, которые используются для ее сохранности: сверток, полки, занавески, стеклянные перекрытия, столы.
Основополагающим фактором в зиярате является совершение его простым созерцанием и искренним сердцем. Зиярат завершается путем чтения салаватов и просмотра благословенных асаров, хранящиеся на столе под стеклянным перекрытием.
Благословенные асары достались нам в наследство от Пророка (мир ему и благословение) посредством бережного к ним отношения праведных предшественников. И нашим человеческим, религиозным и цивилизованным долгом представляется уважительное к ней отношение и сохранение этой священной реликвии для дальнейших потомков.
Входить в мечеть с реликвиями надобно почтительно и в порядке живой очереди. Чтение салаватов необходимо совершать так, дабы не помешать своим чтением другим посетителям.
Общепринятая практика чтения салаватов сводится к тому, что днем их читают негромко и про себя, в ночное же время суток вслух и вполголоса.
Зиярат благословенных реликвий (асар) есть не что иное, как повод с благодарностью вспомнить Пророка (мир ему и благословение). Чтобы ощутить от зиярата всю глубину духовного наслаждения настоятельно просим вас придерживаться нижеприведенных правил:
1. Посетителю необходимо свершать свой зиярат в состоянии полного омовения, таким образом, как если бы он находился непосредственно перед Пророком (мир ему и благословение), и завершить посещение в рамках соответствующего покоя и умиротворенности.
2. Нельзя входить в комнату в грязной одежде, обувь же, предварительно положив в пакет, следует держать ниже пояса.
3. Входить необходимо почтительно, сложив руки с соблюдением очередности. Читать салаваты рекомендуется не мешая при этом другим посетителям.
4. Внутри самой мечети ни руками, ни лицом, ни четками нельзя ни к чему притрагиваться.
5. Завершать надобно зиярат созерцанием асаров, следя при этом за чистотой сердца и помыслов, читая салаваты.
6. По завершению зиярата рекомендуется сразу же покинуть помещение не задерживаясь в нем без надобности. В противном случае может возникнуть столпотворение и давка.
7. При совершении зиярата просим проявлять уважение к пожилым, больным и к людям с ограниченными возможностями.
Воздавайте хвалу АЛЛАГЬУ, читайте салават и делайте дуа всем мусульманам!
Ураза-Байрам (Ид ал-Фитр)
Ид ал-Фитр (другие названия: ал-‘ид ас-сагир – араб.; рамазан-байрам, кучук-байрам – тюркск.; шекер-байрамы – тур.; ураза-байрам — татар.) – праздник разговения в честь завершения поста (ас-саум) в месяц Рамадан.
Значение праздника
В хадисе от Анаса ибн Малика говорится, что, когда Пророк Мухаммад пришел в Медину, у ансаров было два дня, в которые они радовались и праздновали. Пророк спросил их: «Что это за два дня?» Они ответили: «Это два дня, в которые мы радовались и праздновали во время джахилии (эпохи неверия и невежества)». И сказал Пророк: «Воистину Всевышний Аллах заменил вам эти два дня лучшими другими двумя днями: праздниками разговения и жертвоприношения».
Праздник Ид ал-Фитр является вторым по значению мусульманским праздником. Начинается 1 шаввала и, как и Ид ал-адха (курбан-байрам), длится 3-4 дня 1 . Хотя праздник и называется «малым», он, знаменуя окончание трудного периода поста, является более радостным и значительным, по народным представлениям, чем «большой праздник» – Ид ал-адха.
Значение Ид ал-Фитр заключается в том, что это день благодарения Аллаху за то, что он дал мусульманам возможность испытать благословение месяца Рамадан. Мусульмане верят, что если верующий соблюдал пост в течение всего Рамадана, то Аллах дарует ему милость на небесах.
Ритуалы и церемонии
В первый день совершается специальная общая молитва, как и в первый день Ид ал-адха. В число ритуалов Ид ал-Фитр входит праздничная трапеза, беднякам раздают милостыню, посещают друзей, дарят подарки.
Праздник Ид ал-Фитр (Ураза-Байрам) воспринимается мусульманами как прощание со светлыми днями месяца Рамадан, когда верующие посредством поста укрепляли свою веру, усмиряли страсти, оказывали помощь нуждающимся.
Для мусульманина считается желательным помолиться в ночь перед праздником и просить у Аллаха благословения; читать Коран и восхвалять Всевышнего. В одном из хадисов сказано, что молитвы – дуа верующих, вознесенные именно в ночное время перед двумя знаменательными праздниками: Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, будут непременно услышаны 2.
Также Пророк Мухаммад говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на Ид уль-фитр (Ураза-Байрам) и в ночь на Ид уль-адха (Курбан-Байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут». (хадис от Абу Умамата Ясина).
Перед тем как пойти в мечеть в день праздника, мусульманину желательно (мустахаб) совершить полное омовение и, использовав ароматы и благовония, надеть праздничную, парадную одежду. Мусульмане считают примером для подражания Пророка Мухаммада, который особенно в эти праздничные дни, как и в пятницу, пользовался благовониями. Также у посланника Аллаха была специальная накидка-плащ, которую он надевал, отправляясь в мечеть именно в эти дни и пятницу.
Мусульманам предписывается приехать в мечеть заблаговременно, чтобы занять место в первых рядах. В праздник завершения поста (Ураза-Байрам) перед отправлением в мечеть обычно съедают что-то сладкое, лучше всего – нечетное количество фиников 3.
Церемония Ид ал-Фитр начинается рано утром с богослужения.
Службу, которая обычно осуществляется на большом открытом пространстве, в больших городах посещают тысячи мусульман. После молитвы имам читает небольшую проповедь, затем люди приветствуют друг друга. После завершения молитвы имам просит Аллаха принять пост, простить грехи и дать благоденствие.
Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр). Это особая милостыня, заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающих имуществом, превышающим их основные нужды.
Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам Пророк, сказав: «Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни». «Посланник Аллаха сделал обязательным для нас Закят-уль-Фитр. Данный налог равен сату (сат — мера сыпучих тел, примерно равная 3260 г) фиников или сату ячменя. Это обязательно как для свободного, так и для раба; как для мужчины, так и для женщины, как для взрослых, так и для детей. И нам было приказано выплачивать его до праздничной молитвы» (Хадис от Ибн Умара).
Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации.
Садакат-уль-Фитр можно понимать как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, совершенных им во время благословенного месяца.
В месяц Рамадан по милости Всевышнего благие дела учитываются в многократно большем размере, чем в обыкновенные дни. По этой причине, помимо Садакат-уль-Фитр к месяцу Рамадан приурочивают и обязательный для мусульман годовой налог – закят. Эти деньги впоследствии также идут бедным и неимущим.
После уплаты милостыни и совместной молитвы мусульмане поздравляют друг друга, приступают к праздничной трапезе.
Остальные церемонии обычно совершаются в кругу семьи и друзей.
В дни Ид ал-Фитр традиционно считается необходимым посетить могилы предков. Люди, в основном женщины, много времени проводят на кладбищах, они раздают пищу беднякам, приводят в порядок могилы, читают суры Фатиха, Йа син или нанимают человека для чтения большей части или всего Корана 4.
В эти дни дети ходят по соседям, им раздают сладости. В Дагестане христиане и иудеи также принимают участие в праздновании Ураза-Байрама, одаривая приходящих в гости детей сладостями.
В дни Ураза-Байрама поощряются особая щедрость и внимание главы семьи к своей супруге, детям и родственникам. Особенно в это время ислам предписывает укреплять родственные отношения, созваниваясь, навещая и приглашая друг друга в гости. В первый день обычно навещают родственников мужчины; например, в Чечне в первый день Ураза-Байрама женщинам не принято ходить в гости.
Ураза-Байрам на Кавказе
В республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии, Чечне дни Ураза-Байрама объявляются выходными. В Дагестане, Чечне, Ингушетии в праздничных молитвах в мечети принимают участие и главы этих республик. Обычно накануне праздника местные органы власти в столицах СКФО организуют сельскохозяйственные ярмарки. В Дагестане и Чечне столицы городов и районные центры украшаются тематическими плакатами, связанными с Рамаданом и Ураза-Байрамом, на ТВ возрастает количество религиозных передач.
После праздничной молитвы и проповеди в соборной мечети в день празднования мусульмане по традиции отправятся готовить угощения, дарить подарки родным и близким. В этот день мусульмане, согласно традиции, выплачивают обязательное пожертвование, размер которого устанавливается местным духовным управлением мусульман.
В восточных районах Чечни и Ингушетии появились новые обычаи, приуроченные к Ураза-Байраму – мужчине, пришедшему в дом в дни праздника, стали дарить в подарок носовой платок, а в Дагестане стало принято дарить носки. Во время главных мусульманских праздников Курбан-Байрам и Ураза-Байрам в Кабардино-Балкарии уже несколько лет молодые мусульмане показывают прихожанам своих мечетей спектакли на исламские темы, организуют концерты 5.
Его ждут, по нему тоскуют
Благословенный месяц Рамазан! Как он величественен и прекрасен! Месяц, который бывает раз в году, месяц, наступление которого ждёт вся мусульманская умма! Миллионы мусульман радуются наступлению благословенного Рамазана и тоскуют, когда он проходит. И ждут мусульмане его снова и снова…Альхамдулиллях, что мы дожили до этого месяца, имеем возможность посвятить себя служению Аллаху, поработать над своими намерениями и помыслами!
В хадисе передаётся: «Когда наступает месяц Рамазан, небесные врата отворяются, врата Ада закрываются, а на шайтанов накладываются оковы». (Имам аль-Бухари).
Рамазан уникален тем, что в течение всего священного месяца сатана не может помешать благому, он не может сбить с пути истинного человека, не может вселить в его мысли греховное. Раз так, то за эти благословенные дни можно совершить то, на что не хватает силы воли в другие месяцы. Например, курящему человеку выпадает шанс избавиться от этой дурной привычки. Это же относится и к характеру человека, когда хочется искоренить какое-то своё нехорошее качество, а не получается. Месяц Рамазан поможет вам, это та соломинка, за которую следует ухватиться покрепче, главное – иметь искреннее и чистое намерение исправиться в лучшую сторону. Дополнительные молитвы, совершаемые в Рамазане (таравих-намаз), помогают очиститься духовно, многие мусульмане стараются восполнить пропущенные намазы, стараются совершать дополнительные суннат-намазы, читают священный Коран.
Богослужение в этот месяц наполнено чем-то особенным, оно более смиренное, более почтительное к Создателю миров, более проникновенное и чувственное, более глубокое, с пониманием того, для чего всё это делается.
Пост соблюдали все пророки: Адам, Нух, Ибрахим, Сулейман, Муса, Иса (мир им). Предписан он был и нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).
В Священном Коране сказано: «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различения, чтобы отличить истинное от ложного» (смысл) (сура «аль-Бакара», аят 185).
Мусульмане любят и чтят Коран, он присутствует, пожалуй, в каждом доме и хранится на самом почётном и чистом месте, выше всех остальных предметов. Уважение к священной Книге есть уважение к слову Божьему, это уважение к самому Всевышнему Аллаху.
История ислама свидетельствует о том, что когда пост в месяц Рамазан стал обязательным, каждый день в этом месяце ангел Джабраил (мир ему) приходил к Пророку (мир ему и благословение) и они прочитывали весь Коран. Дважды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочёл священную Книгу в месяц Рамазан в последний год своей жизни.
Интересно, что сегодня, спустя столько лет, мусульмане чтят эту традицию и следуют за нашим Посланником (мир ему и благословение) с особым усердием, стараются посвятить Рамазан чтению Корана. Кто не умеет читать Коран по-арабски и как положено, соблюдая правила таджвида, ему лучше слушать его, пусть даже не в живом исполнении, но и через различные технические приборы. Коран — это речь Всевышнего Аллаха, и к нему надо относиться с должным уважением. Нельзя его читать, не зная правил таджвида и совершая ошибки.
Ещё месяц Рамазан отличается от других месяцев тем, что в нём совершаются таравих-намазы, от восьми до двадцати ракаатов после ночной молитвы. Во многих мечетях мира имамы во время этих намазов прочитывают весь Коран.
У мусульман сегодня есть и такая возможность: находиться весь Рамазан в святыне – мечети аль-Харам в Мекке, совершать таравихи возле Каабы и наслаждаться прекрасным голосом имама, который нараспев прочитывает аят за аятом и так полностью всю Книгу. Это великое счастье для мусульманина, когда весь благословенный месяц можно провести на святой земле, на которой и без того все благие деяния увеличиваются во много раз.
Любое благое деяние, совершённое в дни благословенного месяца Рамазан, возвеличивается Всевышним Аллахом многократно, по некоторым преданиям до семисот раз и более. Мусульмане стараются совершить как можно больше благого, и самое меньшее из этого – садака (милостыня). Садака может быть роздана кому угодно, и самое ценное – своей семье. Угостить чем-то соседа, сироту, неимущего – это всё благо. В этот месяц разворачиваются огромные шатры, мусульмане готовят кушать, приглашают на ифтар (разговение) любого, и каждый может принять в этом участие, ощутить себя частичкой многомиллионной уммы мусульман, почувствовать, что мусульмане – братья друг другу, ощутить себя частичкой одной большой семьи, в которой рады любому, в которой принимается любой, кто признаёт Единственность Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).
Дома мусульман полны гостей в этот месяц, особенно ближе к разговению, каждый старается успеть записать на свой личный счёт ещё одно благое дело. Дни мусульман буквально расписаны: сегодня я иду в гости, завтра сам принимаю. Удивительная сплочённость наблюдается в Рамазане.
Состоятельные мусульмане стараются раздавать милостыню в этот месяц, ведь что может быть лучше, чем обрадовать других мусульман, да ещё и получить награду от Всевышнего?!
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Всякий, кто приближается к Аллаху тем, что совершает добрые дела в этот месяц, обретёт ту же награду, что и воздавая должное в любое другое время; кто же совершает обязательные дела в этот месяц, получит вознаграждение, равное награде за исполнение семидесяти обязанностей в любое другое время года. Это месяц терпения, наградой за которое является Рай. Это месяц благотворительности, когда помощь верующему возрастает ещё более. Тому, кто накормит постящегося, когда тот вечером прерывает свой пост, простятся грехи его, будет даровано ему спасение от адского огня, и будет ему награда, равная той, что полагается соблюдающему пост, и ничто её не уменьшит» (хафиз Ибн Хузайма).
Ещё одним видом богослужения, милосердия, милостыни является закятуль-фитр, выплачиваемый в конце месяца Рамазан. Собранные средства либо продукты распределяются среди самых нуждающихся мусульман. Эта небольшая помощь имеет огромное социальное значение, особенно в преддверии праздника, дабы не ощущалось никакой разницы между мусульманами, и каждый мог встретить его с праздничным настроением.
Рамазан – месяц духовного очищения. Кто знает сколько на нас грехов, сколько за день мы набираем и очерняем тем самым своё сердце? Никто, кроме Аллаха, не знает. Средством излечения от этого является покаяние, сожаление, желание никогда более не возвращаться к содеянному. Рамазан может в этом помочь. Он распахивает врата своей милости и прощения.
Подобно тому, как дождь очищает землю от пыли, и Рамазан смывает с нас грехи. Не стоит в этом сомневаться, это обещал Сам Всевышний Аллах, ведь Он Прощающий, Милостивейший. При раскаянии увеличивается чувство богобоязненности, а это главное качество мусульманина. Нам не надо прикладывать особых усилий, просто распахните свою душу – и божественная милость сама потечёт к вам.
Месяца Рамазан мусульмане ждут с большим нетерпением, всегда ждут с радостью, а провожают со слезами. Он всегда приходит вовремя для того, чтобы мы начали или продолжили своё служение Создателю миров, чтобы научились ещё больше ценить дары Всевышнего Аллаха, для того, чтобы мы научились ценить всё то добро, которое нам оказывает Творец, для того, чтобы мы наконец-то научились жить правильно, а свои деяния соизмеряли с нормами ислама, для того, чтобы нашли ту единственно правильную дорогу, которая обязательно приведёт к вечному счастью.
Этот месяц — уникальной возможности приближения к Всевышнему Аллаху, для укрепления своей веры, чтобы избавиться от всего плохого, от того, что беспокоит душу и сердце. Не теряя ни минуты, мы должны всё время находиться в служении Всевышнему Аллаху, ища Его довольства. А проведя достойно Рамазан, постараться жить так и в другие месяцы. Рамазан – месяц старта добрых и богоугодных поступков, и эстафету этого месяца должны перенять и другие. Исправившись однажды, мы не должны больше сбиваться с этого пути. Надо воспользоваться возможностью, которая неизвестно будет ли в следующем году.
Да убережёт нас Всевышний от зла, смут и несчастий, и да наставит на путь истинный!
ISLAMDAG.RU