Школа, где не делят учеников по национальности и бережно хранят историю
Ирина ХОЛОДОВА
Фото автора
Может ли школа быть необычной? Казалось бы, везде всё одинаково: предметы, классы, учителя. Но это не так. Сейчас школы по всему миру разрабатывают свои уникальные программы обучения и преобразовывают процесс учебы. Особенно преуспели в этом американцы, где существуют школа без дисциплины, школа приятного взаимодействия с миром, школа познания всего через музыку и т.д. У всех на слуху финская система образования, признанная одной из самых эффективных образовательных моделей в мире. А что в России? Федеральные государственные стандарты? Да, но у каждой школы за кажущейся похожестью скрывается свой неповторимый дух, своя, как говорят, изюминка.
В преддверии Дня учителя журналистские пути-дороги завели меня в Хасавюртовскую СОШ №2. Маленькая уютная школа. 37 учителей обучают здесь 380 учеников. Дежурный на входе, обычные школьные коридоры, обычная тишина в классах и через дверь слышен только голос учителя, объясняющего новую тему. Радушно встречают директор школы Магомед Гасанов и завуч Оксана Бабкина. Казалось бы, всё как везде. Но по мере продолжения беседы, «узнавания» учителей и учеников приходит понимание, что это, как теперь модно говорить, настоящая политкультурная школа – когда под одной крышей учатся дети разных национальностей и не одной или двух, а больше десяти. Такие школы сейчас специально открывают в Москве, а здесь она сформировалась сама, благодаря влиянию уникальных людей, работающих в ней в разные годы.
Свое существование СОШ №2 начала в далекий 1921 год как железнодорожная школа № 112 на станции Хасавюрт Орджоникидзевской, а впоследствии Северо-Кавказской железной дороги. Она была семилетней, и только в 1938 году состоялся первый выпуск 8 класса. Многие ученики и учителя школы сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной войны.
Уже после войны, получив соответствующее образование, в родную школу на преподавательскую работу пришли её бывшие ученики Н.К. Крагина, И.В. Лащенова, М.В. Багданова, Г.Ф. Пащиц, Д.Д. Шубаев. Они, и многие другие учителя тех лет, среди которых и учитель начальных классов Раиса Яковлевна Мосева, стали зачинателями работы не только по получению детьми знаний, но и воспитания их в духе патриотизма, интернационализма, дружбы и взаимного уважения. Достойными их продолжателями стали заслуженный учитель ДАССР Григорий Павлович Никитин (на верхнем снимке), возглавлявший школу с 1950 по 1979 год, Таисия Фёдоровна Андрианова, Юрий Фёдорович Птичкин, Валентина Владимировна Жидкова, Людмила Алексеевна Федосеева, Абай Алевдиновна Акубекова, Ажата Джакановна Адильханова, Нинаханум Абдулгамитовна Калсыновна, Вагидат Девакаевна Абдулаева, Пирдаус Джабраиловна Мамаева.
Магомед Хисматулаевич бережно перелистывает довольно объемную книгу Почета школы с фотографиями и данными бывших директоров и учителей, и сетует, что сведений не так много, как хотелось бы. Многое об истории школы коллективу поведала её выпускница 1941 года Татьяна Ананьевна Абраменко, проживающая сейчас в Нальчике. Она рассказала, что 112-я в то время считалась самой лучшей школой в масштабах Северо-Кавказской железной дороги, о первом её директоре Никифоре Васильевиче Константинове, о выпускном вечере 1941 года и ушедших на следующий день на фронт выпускниках, погибших на полях сражений Афанасии Марыгине, Викторе Хлыстунове, Игоре Малиновском, Николае Кардашове и учителях Алексее Александровиче Шишове и Николае Рудиновиче Винникове.
Коллектив школы и сегодня активно общается с Татьяной Ананьевной посредством Интернета, обсуждается тема поездки к ней в гости, ведь здесь помнят и чтят свою историю. Самые частые гости в школе – ветераны-педагоги и бывшие выпускники, среди которых и депутат городского Собрания Геннадий Авраимов, помогающий в сборе информации об истории школы. Здесь, кстати, находится и депутатский окружной совет №1, куда горожане обращаются за помощью в решении проблем.
— У ветеранов педагогического труда мы перенимаем бесценный опыт работы, — говорит Магомед Хисматулаевич.
– А как же быть с расхожим мнением, что «пожилые учителя тормозят реформирование системы образования, их надо отправлять на пенсию, предоставляя дорогу молодым?»,- прерываю его размышления.
-Неправда! – возмущается он. – Если в коллективе нет преемственности поколений, грош цена такому коллективу.
— Неужели сейчас так плохо с воспроизводством кадров? Их плохо готовят? Или учителя нельзя научить? Или это призвание? — не унимаюсь я.
— Опыт — неоценим! Его нельзя ничем измерить! Можно только приобрести путём проб и ошибок, выстрадать, заработать, отчасти – перенять. Чему бы ни учили сейчас в вузах и ссузах, многие вещи познаются только в процессе работы. Видели бы вы, с каким восхищением дети слушают на уроках учителей старой закалки! Я не раз наблюдал этот процесс. Конечно, учитель — это призвание, но тонкости практической работы можно почерпнуть только у опытных, любящих свое дело учителей. Как сказал Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Вот таким должен быть настоящий педагог.
Вообще в нашей беседе ключевым было слово учиться. Его не раз повторял Магомед Хисматулаевич. Нет, не в отношении учеников, а в отношении себя и коллектива.
— Для чего?
Ответил просто: «Чтобы держать марку предшественников, сохранить и приумножить их достижения».
Действительно, у этой школы есть свой бренд – как говорят сейчас политкультурная направленность, а раньше это называлось — обучение и воспитание детей в духе патриотизма, интернационализма, уважения всех народов, понимания своеобразия их культур без потери своей самобытности, формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий и социальных групп.