ВСПОМНИТЬ ВСЕХ ПОИМЁННО!-
— ПРИЗЫВАЕТ ЖУРНАЛИСТ САИД НИНАЛАЛОВ В СТАТЬЕ, КОТОРУЮ
МЫ ПУБЛИКУЕМ В СОКРАЩЕНИИ
Дагестан за годы советской власти из отсталой во всех отношениях окраины с малограмотным населением превратился в регион с развитой наукой, культурой, образованием, в область ученых, писателей, художников, мастеров народных промыслов и это произошло благодаря русским учителям, которые с 20-х годов прошлого века приезжали даже в самые отдаленные, в самые недоступные горные аулы сея разумное, доброе, вечное.
Тысячи молодых девушек из разных регионов Советского Союза в невероятных для них условиях, втягиваясь в непривычную обстановку, несли свет знаний горским детям. Кто попадал сюда по распределению, кто по зову души, но очень немногие из них возвращались обратно после положенных трех лет работы. Многие выходили замуж за местных джигитов и связывали свои судьбы с Дагестаном навсегда.
Наш общий долг – вспомнить всех поименно и рассказать об их подвиге. Это нужно знать в первую очередь нам самим, современным дагестанцам, отцы и деды которых, благодаря русским учителям, получили образование, стали частью огромной страны – Советского Союза, нашли призвание и выбрали свой жизненный путь.
Бывшая учительница Дейбукской школы Любовь Ивановна Земскова, попавшая по распределению вместе с несколькими однокурсницами в Дагестан в 50-е годы, рассказывала: «Когда приехали в Махачкалу, я спросила, какой самый высокогорный район? Мне ответили: Дахадаевский. И я попросилась туда.
Местные дети плохо знали русский, но они настолько были заинтересованы в знаниях, что учили все наизусть. Я проработала в школе 55 лет.
Спустя много лет, когда я вижу своих выпускников, ставших учителями, врачами, инженерами, понимаю, что все мои усилия не пропали даром – я смогла подготовить достойную смену. Имея поверхностное представление о Дагестане, я не думала, что этот народ настолько духовно богат. Несмотря на бедность, люди были добры, щедры и великодушны. Я думаю, что могу по праву называть Дагестан своей второй родиной».
Литвиненко Нину Гордеевну, окончившую в 1950 году педагогическое училище в Старом Осколе, в министерстве образования Дагестана встретили дружелюбно и направили в село Зубанчи.
Придя в школу и впервые войдя в класс, Нина не знала, с чего начать свой первый урок, ведь дети не знали русского языка: «Господи, как же я буду учить детей? Ведь я не знаю даргинского языка, а дети не знают русского языка. Что же я буду делать?» Но как будто свыше кто-то ее наставлял. Она посмотрела на стол, показала его детям и сказала: «Стол». Дети повторили. Потом она показала на доску и сказала: «Доска». Дети повторили за ней: «Доска!» И все, на что она показывала и называла, дети за ней повторяли. Так началось обучение детей. Придя домой, она готовилась к следующему уроку. Писала слова на русском языке, а учителя, которые знали даргинский язык, переводили ей. Шаг за шагом шло взаимное обучение.
Через десятилетия она не уставала восхищаться красотой горного края и с любовью вспоминала людей, с которыми ее свела судьба в Дагестане.
Клавдия Ивановна Хромова попала в село Журмачи. Не зная даргинского языка, обычаев, среди незнакомых людей в суровых условиях горного края она начала свою трудовую деятельность. Ее ученик, Раджаб Магомедов, рассказывал: «В первые дни первого в моей жизни учебного года она приходила в школу с толстым русско-даргинским словарем. Старалась говорить просто. Часто использовала даргинские слова, порою произносила их не так, как мы, но никто из нас не смеялся над этим. Видели, знали, как трудно учительнице. Вскоре мы стали понимать друг друга, и за короткое время полюбили русский язык, научились читать и писать по-русски.
Часто Клавдия Ивановна получала посылки от своих родителей и всегда угощала нас конфетами, печеньем. А мы угощали её вареными яйцами, сыром, орехами, а по праздникам – сладкой халвой. Она обнимала нас, прижимала к своей груди как самых близких людей. Можно ли забыть такое? До сих пор чувствую душевную теплоту любимой учительницы. Могли ли мы не готовиться к ее урокам?! Или обидеть ее своим неблаговидным поступком или словом?! Никогда!»
***
В 2006 году в Махачкале, на берегу озера Ак-Гель, был открыт первый в России мемориальный комплекс, посвященный представителям русской интеллигенции и рабочего класса в Дагестане. Мы привыкли к названию «Памятник Русской учительнице»(на верхнем снимке). Этот памятник стал одним из символов столицы Дагестана. Он символизирует роль русской интеллигенции в образовательном становлении дагестанского народа, знак высокой оценки помощи, оказанной многонациональной Республике Дагестан.
В 2010 году в селении Уркарах Дахадаевского района был открыт второй в Дагестане памятник русской интеллигенции. Работа скульптора Далгата Далгатова представляет собой поднятую вверх руку учительницы с книгой и руку ученика, тянущегося к знаниям. Расположен он в Парке культуры районного центра Уркараха, возведен из красивого мрамора и символизирует уважение жителей этого района к тем людям, которые приезжали распространять знания в горный край. В открытии памятника приняли участие русские учительницы, обучавшие дахадаевских детей в суровые 40-50-е годы: Нина Тимофеевна Ламонова, Валентина Николаевна Вершинина, Антонина Григорьевна Ибрагимова, Любовь Ивановна Азизова, Валентина Евгеньевна Халимбекова, Валерия Александровна Алисултанова, Доминика Павловна Лапина, Тамара Степановна Мирзаева, Римма Васильевна Касумбекова, Вера Федоровна Алиева и Нина Ивановна Волкова.
ОТ РЕДАКЦИИ: русские учителя 40-50-х годов прошлого столетия, оставив добрый след в каждом городе, в каждом селе многонационального Дагестана, внесли неоценимый вклад в социально-экономическое и культурное развитие Хасавюрта. Предлагаем по совету автора опубликованной статьи вспомнить их поименно. Ждем ваших писем на нашу электронную почту! (druzhba09@rambler.ru)